Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Брянской области
И.Н. Мухиной по теме «Право законодательной инициативы Уполномоченного как эффективный инструмент работы
с обращениями граждан»
Одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченных по правам ребенка является работа с обращениями граждан, благодаря которой Уполномоченные не только помогают решить адресные проблемы семей с детьми, но и выявить характерные пробелы законодательства, устранение которых позволит улучшить качество жизни детей, обеспечить защиту прав ребенка.
Обладая правом законодательной инициативы, Уполномоченные ведут планомерную работу в сфере защиты детства. Отражу ряд поддержанных инициатив Уполномоченного на примере Брянской области в сфере организации бесплатного питания детей-инвалидов; дополнительной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях; профилактики гибели и детского травматизма на водных объектах; защиты детей от «фиктивных родителей»; перспективе поддержки беременных женщин и многодетных семей в рамках оказания бесплатной юридической помощи.
- 1. Организация бесплатного питания детей-инвалидов
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Право на бесплатное питание имеют все дети с 1 по 4 классы независимо от их социального статуса и дети с ограниченными возможностями здоровья (т.е. дети с ОВЗ получают бесплатное питание с 1 по 11 класс включительно, на протяжении всего периода обучения в образовательной организации).
В адрес Уполномоченного обращались семьи, воспитывающие детей с инвалидностью, с просьбой рассмотреть возможность обеспечения данной категории детей бесплатным питанием наравне с детьми с ОВЗ.
Федеральным законом № 273-ФЗ такое право предоставлено субъектам РФ и органам местного самоуправления. В Законе Брянской области от 8 августа 2013 г. N 62-З «Об образовании в Брянской области» не предусмотрена организация бесплатного горячего питания детей-инвалидов наравне с детьми с ОВЗ. Стоит отметить, в регионе все дети в государственных школах-интернатах, находящихся в ведомственном подчинении департамента образования и науки, состоят на полном государственном обеспечении.
Уполномоченный обратился в адрес глав муниципальных образований о поиске средств муниципального бюджета и принятия нормативных документов по организации питания детей-инвалидов наравне с детьми с ОВЗ.
Право органов местного самоуправления на установление за счет средств бюджета муниципального образования дополнительных мер социальной поддержки предусмотрено частью 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
По итогам проведенной работы в настоящее время в 29 из 31 муниципального образования региона приняты соответствующие нормативные акты. В Брянской области свыше 4000 детей-инвалидов. Обеспечение их бесплатного школьного питания – дополнительная форма защиты детей-инвалидов со стороны региона.
Надеемся, что соответствующие изменения будут внесены и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- 2. Защита детей, оставшихся без попечения родителей
Пример из практики. В регионе был выявлен ребенок, который воспитывался в приемной семье. Приемная мать не осуществляла должного ухода за ребенком, причиняла девочке физические страдания, довела до истощения. При этом денежные средства на ребенка, находящегося под опекой, а также «оплату своего труда» приемный родитель получал своевременно. Было возбуждено уголовное дело, с приемным родителем расторгнут договор. Бывший приемный родитель приговорен к 8 годам лишения свободы.
В этой связи Уполномоченный вышел с инициативой внести изменения в договор о приемной семье и предусмотреть гарантии по возврату в муниципальный бюджет денежных средств, предусмотренных на оплату приемному родителю в случае невыполнения последним своих обязанностей, связанных с причинением вреда здоровью ребенка. Так договор о приемной семье был дополнен пунктом 7.6, который гласит:
«7.6. В случае расторжения договора о приемной семье при его существенном нарушении приемными родителями, в том числе ненадлежащем оказании услуг по воспитанию приемных детей, повлекшим причинение вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, орган опеки и попечительства вправе требовать от приемных родителей возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора, в виде возврата денежных средств на вознаграждение приемных родителей и материальную помощь, в том числе и в судебном порядке за весь период нахождения ребенка в приемной семье».
Надеемся, что данные изменения позволят ограничить от детей, оставшихся без попечения родителей, алчных псевдо родителей, тех, кто воспринимает заключение договора о приемной семье как «средство наживы», поддержки своего материального положения, собственной выгоды.
- 3. Профилактика гибели и детского травматизма на водных объекта
Основной причиной гибели детей на водоемах в Брянской области является купание детей в запрещенных для купания местах, выход на тонкий лед. Зачастую, родители не знают, что дети находятся на пляже одни, без присмотра взрослых. Ежегодно наблюдается гибель детей на водных объектах. И каждый случай был вне поля зрения родителей. Назрела необходимость принятия дополнительных профилактических мер.
Уполномоченным был разработан проект закона О внесении изменения в статью 21 Закона Брянской области 15.06.2007 N 88-З «Об административных правонарушениях на территории Брянской области». В отдельный административный состав было выведено наказание за нарушение правил пребывания на водных объектах. Депутаты Брянской областной Думы поддержали предложение Уполномоченного, по итогу был принят закон, устанавливающий следующее.
«Нарушение мер обеспечения безопасности детей на воде, установленных правилами охраны жизни людей на водных объектах Брянской области, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
на граждан - в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей;
на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.».
Считаем, что данная законодательная инициатива позволила сократить случаи сознательного нарушения гражданами, должностными лицами и юридическими лицами установленных мер обеспечения безопасности детей на воде, усилить контроль со стороны родителей (законных представителей) за пребыванием детей на водных объектах и соблюдению последними безопасного поведения.
По итогам использования данной статьи 24 родителя (законных представителя) были привлечены к административной ответственности.
- 4. Защита детей от «фиктивных родителей»
В 2022 году в адрес Уполномоченного поступила информация о массовом установлен отцовства в отношении детей РФ о стороны иностранных граждан (за 1 квартал было усыновлено 46 детей). При этом «отцами» выступали представители ближнего и дальнего зарубежья, включая граждан Непала, Афганистана, Китая и др.
В ходе межведомственной работы с региональными ведомствами (УМВД, ФСБ, прокуратуры, ЗАГС, Минюст и пр.) был установлен истинный мотив данного усыновления – получение гражданства РФ.
Так, в соответствии с пп.4 ч.2 ст.8 Федерального Закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранному гражданину, имеющему сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ, вид на жительство выдается без получения разрешения на временное проживание, чем обеспечивается постоянное проживание на территории России и в дальнейшем позволяет ему в короткий срок стать гражданином РФ.
Уполномоченному, обладающему правом законодательной инициативы, было поручено проработать вопрос внесения изменений в действующее законодательство.
По итогам работы подготовлен законопроект, предусматривающий изменения в статьи 48, 49 Семейного кодекса РФ в части установления иностранными гражданами отцовства в отношении несовершеннолетних граждан РФ исключительно в судебном порядке.
По результатам проведенного мониторинга от Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ получены 72 положительных заключения на законопроект. Также представлены предложения, с которыми выходили уполномоченные ранее, мнения региональных ведомств. Все данные были сведены и направлены в Брянскую областную Думу, которая посчитала представленный законопроект актуальным, направленным на защиту детей и сохранение семейных ценностей.
28 сентября на 66 заседании Брянской областной Думы депутаты единогласно проголосовали за направление законопроекта в Государственную Думу.
- 5. Оказание бесплатной юридической помощи
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» установлены основные гарантии прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи.
Пункт 1 статьи 3 Закона Брянской области от 05.07.2012 года N 43-3 «О государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Брянской области» содержит перечень граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, к которым относятся:
1) граждане, установленные статьей 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
2) одинокие родители, имеющие ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до восемнадцати лет);
3) лица, освобожденные из мест лишения свободы.
4) участники СВО.
Считаем, с учетом внутриполитических задач, направлений демографической политики необходимо поддержать беременных женщин и женщин, воспитывающих детей в возрасте до трех лет, а также граждан, являющихся членами семей, которым установлен статус многодетной семьи.
В связи с отсутствием полноценного дохода от трудовой деятельности большинство представителей вышеуказанных категорий граждан не могут позволить себе получение квалифицированной юридической помощи на платной основе (к примеру, в составлении процессуального документа (жалобы, иска, заявления)), в связи с нахождением в отпуске по нетрудоспособности (период беременности), в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Многодетные семьи также нуждаются во всесторонней поддержке со стороны государства.
Подтверждающими документами - основанием для оказания бесплатной юридической помощи - могут служить справка о постановке на учет по беременности, выданная медицинской организацией; свидетельство о рождении ребенка, подтверждающее возраст несовершеннолетнего и родство с родителем (законным представителем); удостоверение многодетной семьи и справка о составе семьи, подтверждающая родство членов одной многодетной семьи.
Уполномоченным подготовлен законопроект «О внесении изменений в Закон Брянской области «О государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Брянской области», предусматривающий расширение существующих категорий граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории региона. Данное право предлагается предоставить беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также гражданам, являющимся членами семей, которым установлен статус многодетной семьи.
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении Брянской областной Думы. Выражаем надежду на поддержку депутатского корпуса законодательной инициативы, которая станет дополнительной социальной гарантией, направленной на поддержку семьи, материнства и детства, укрепление традиционных семейных ценностей.