Новости

05 Октября 2022

Выступление Уполномоченного по правам ребенка на Всероссийском съезде

Инна Мухина на Всероссийском съезде Уполномоченных по правам ребенка выступила по теме «Основные направления работы Уполномоченного по правам ребенка с целью формирования в обществе толерантного отношения к семьям с детьми-инвалидами».

В своем выступлении она отметила, что сфера детства относится к приоритетным направлениям государственной политики. Защите прав уязвленной категории - несовершеннолетних с инвалидностью - отводится особая роль.

В истории становления толерантного отношения к инвалидам были разные периоды. Так, традиционно на Руси к инвалидам относились с милосердием и сочувствием. В советский период наблюдалось определенное снижение интереса к проблемам инвалидов. Да, работали социальные службы, но не в полном объеме покрывая запросы инвалидов.

К сожалению, семьи с детьми-инвалидами сталкивались с множеством проблем, в том числе в непринятии или игнорировании со стороны общества. К примеру, матери с ребенком-колясочником приходилось сложно во установлении социальных связей. Общество избегало общения с семьей, воспитывающей инвалида, особенно с тяжелой, ярко выраженной формой заболевания (к примеру, дети с ДЦП, нарушением зрения, слуха и пр.).

Зачастую, семьи с детьми-инвалидами являлись неполными (мужья не справляются с осознанием, что в их семье все будет иначе, проявляют слабость и уходят из семьи). Фактически женщина оставалась одна. Если еще не было бабушек, готовых помочь с ребенком, женщина с трудом реализовала себя и в профессиональном плане, жила в социальной изоляции, на пособия. Личная жизнь была не устроена. Подобное моральное и физическое истощение присутствовало у большинства матерей, воспитывающих детей с инвалидностью, имеющих тяжелые формы заболеваний.

В чем нуждались родители?  В первую очередь был запрос на общение, участие в жизни семьи, разрыв социальных преград.

Как менялась ситуация в обществе? Конечно, за счет переосмысления позиции государства к данной категории граждан. Инвалиды не должны быть изолированы, они должны «быть включены в общество». Последовало принятие ряда нормативных актов. Важную роль сыграл Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который позволил постепенно обеспечить социальную защищенность инвалидов.

Прорывом в социальной интеграции инвалидов стала организация доступной среды для инвалидов. К примеру, с учетом вступления в силу с 1 января 2016 года Федерального закона от 01 декабря 2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ от 09 ноября 2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Обозначенный документ установил требования к доступности объектов для инвалидов в сфере образования. Аналогичные документы были приняты всеми министерствами, для организации доступности объектов и предоставляемых услуг для граждан с инвалидностью.

Начали разрабатываться условия для интеграции инвалидов в общество посредством создания инфраструктуры – организации архитектурной доступности, развития инклюзивного (совместного) образования детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений здоровья, обучения сотрудников ведомств правильному общению с инвалидами с учетом нозологических групп.

Движущей силой в данном направлении стала ГП РФ «Доступная среда», создание портала доступных объектов и услуг для инвалидов, введение требования к сайтам организаций иметь версию для слабовидящих и пр.

Далее в рамках национального проекта «Образование» преимущественно на базе психологических центров начали свою работу консультационные службы помощи родителям детей-инвалидов (с ОВЗ) «Компетентный родитель»: консультации семей, встречи с родительским сообществом в школах, безусловно, способствуют формированию толерантного отношения к детям с инвалидностью и снижению буллинга.

 В настоящее время важно продолжить обозначенную работу. За счет каких форм работы Уполномоченного по правам ребенка возможно достижение данного результата и на что стоит обратить особое внимание.

В настоящее время в Брянской области проживает 4680 детей с инвалидностью. Задача государства и общества – обеспечить достойное качество жизни инвалидам.

Уполномоченным представлены примеры из практической деятельности по решению проблемных вопросов семей, воспитывающих детей-инвалидов, обозначены основные векторы в работе с родительским сообществом.

1 направление Рассмотрение обращений граждан (письменная форма, консультирование по телефону, личный прием).

Безусловно, с учетом опыта работы каждый Уполномоченный разбирал обращения родителей детей-инвалидов. Стоит отметить, что у данной категории граждан нет единого понимания на семейную боль (наличие заболевания у ребенка).

Никогда нельзя исключать человеческий фактор. Так, одни родители адекватно принимают болезнь своего чада. Понимают, чем сами могут ему помочь, что делает государство, но главное – с уважением относятся к инвалидам других нозологий.

Есть другая категория родителей, которые считают, что болезнь их ребенка самая тяжелая (даже если это не так, нет угрозы жизни и здоровью, как в предыдущем примере). Такой родитель постоянно требует привилегий, не считается с правами других детей-инвалидов, буквально выбивая себя преференции, исключительное внимание и приоритетное право во всем. 

(совет – подобных родителей деликатно «ставить на место» и не давать возможности возвышаться над другими. Не позволять нарушать принцип «у всех инвалидов равные права).

2 направление Инспекционная деятельность Уполномоченных по правам ребенка в организациях для детей-сирот, коррекционных школах-интернатах.

Уполномоченные понимают, воспитанниками данных учреждений в большинстве своем являются дети-инвалиды, большинство из которых «социальные сироты». Работа с родителями ведется с привлечением органов опеки и попечительства, прокуратуры, службы судебных приставов (в первую очередь, по вопросу исполнения алиментных обязательств).

Обозначенная категория родителей – чаще всего люди, ведущие асоциальный образ жизни, не желающие трудоустраиваться, платить алименты, содержать детей и восстанавливаться в родительских правах. В большинстве случаев, работа с данной категорией граждан не приносит положительного результата.

Другая категория – родители, которые поместили своих детей-инвалидов в специализированное учреждение по трехстороннему договору, который каждый год продлевают. Большинство родителей слабо проявляют свои обязанности в отношении собственных детей: в редкие моменты звонят, приезжают или интересуются состоянием здоровья своего малыша.

(совет: есть малая надежда, что беседы с подобными родителями «по душам», обращение к их совести хоть изредка пробудят в их сознании проблески благоразумия и позволят перезапустить систему ценностей, в которой ребенок, его здоровье будут на первом месте).

3 направление Освещение в СМИ положительных результатов работы Уполномоченного с семьями, воспитывающими детей с инвалидностью, как примера добрых дел.

Начну с проблематики. Изначально Уполномоченные освещают работу в СМИ по принципу «мы творим добро, показывая другим пример, ведь всегда можно сделать правильный выбор - помочь инвалиду, а не оставаться в стороне от чужой боли».

Но всегда ли можно освещать в СМИ положительно решенные обращения родителей-инвалидов? Из своего опыта скажу, что нет.

 Совет один – каждый случай помощи семьям с детьми-инвалидами освещать в СМИ не стоит.

 К примеру, я помогла девочке-колясочнице в установлении подъемника на 3 этаж (нашла организацию, которая безвозмездно изготовит и установит подъемник, стоимость работ по ПСД достигала 1 миллиона рублей). Все выполнено.

Понимаю, если данная история будет размещена в СМИ, то завтра ко мне придут сотни родителей детей с ДЦП и попросят оказать подобную помощь. Решить их проблемы невыполнимо (бюджет области не позволит выполнить запрос, внебюджетные источники отсутствуют, благотворителей в таком количестве не найти). Результат – вы становитесь объектом ненависти.

Другой пример, проведение акции добра (сбор помощи ребенку, к примеру на ТСР, не входящее в ИПРА). Сбор идет за счет проведения благотворительного концерта или через НКО. Данная акция освещается с самого начала и до ее логического завершения (с фотоотчетом о потраченных средствах, изображение ТСР и ребенка).

Следующий пример, девочка - инвалид с сохранным интеллектом выиграла Всероссийский конкурс, но получить награду лично в Санкт-Петербурге не может с связи с материальными трудностями семьи (ребенка воспитывает мать-одиночка). В свою очередь, нашла благотворителя из числа депутатов, члена Совета отцов. Оплачена поездка, проживание и экскурсии в Питере ребенку и сопровождающему педагогу.

По итогам поездки состоялась встреча. За чаепитием ребенок поделился впечатлениями о конкурсе, показал награды. Сам депутат проникся семейной историей, болезнью ребенка и впоследствии оплатил дорогостоящую челюстно-лицевую операцию девочке (около 300 тысяч рублей).

Эта история была освещена частично, только в части оплаченной поездки и исполненной детской мечте - «Стану победителем конкурса – получу награду лично».

4 направление Благотворительная деятельность Уполномоченного по правам ребенка с участием Брянской Епархии, некоммерческого социально ориентированного сектора.

Уполномоченным уделяется большое внимание оказанию помощи семьям с детьми-инвалидами. Данная работа проходит по 3 основным направлениям:

  1. Организация досуговых мероприятий для инвалидов (проведение тематических праздников в онкоцентре, организация выездных экскурсий, посещение театров, цирка и др.).

В данной работе важное значение имеет поздравление детей-инвалидов, получающих лечение как больнице, так и находящихся дома в стадии ремиссии. Подготовка именных подарков, организация концертов, в том числе под окнами онкоцентра, дарят деткам и их родителям положительные эмоции, которые так нужны для окончательного выздоровления.

Во все праздничные мероприятия включаются родители. Конечно, их трогает участие в их судьбе, поэтому большинство родителей не сдерживают слез, обнимают и благодарят за доставленную радость ребенку, за возможность вырваться из бытовой рутины, почувствовать праздник. К примеру, на последнем цирковом представлении, посвященному Дню знаний, побывали 1330 детей-инвалидов.

  1. Оказание духовной и психологической поддержки в рамках индивидуальных встреч (духовное благословение, работа психолога с мамой безнадежного ребенка, поддержка семьи после гибели ребенка (к примеру, онкобольные дети). Не освещается в СМИ.
  2. Посещение паллиативных детей на дому вместе со служителями церкви и представителями благотворительных фондов.

В Брянской области Уполномоченный совместно с Брянской Епархией и благотворительным фондом помощи детям с онкогематологическими заболеваниями «Ванечка» реализует благотворительную акцию «Благое дело», в рамках которой организуется посещение паллиативных детей на дому. Основные направления работы:

- оказание родителям и детям духовной, психологической и иной помощи (вещевой, продуктовой),

 - передача медицинских препаратов, технических средств реабилитации, не входящих в ИПРА,

 - помощь в решении частных вопросов: госпитализация, оплата проезда, проживания, дополнительных медицинских и социальных услуг (массажист, тренер АФК, занятия в бассейне и пр).

К примеру, есть семьи, которые уже никому не верят, так как имеют негативный опыт (представители администрации у них редкие гости, много обещаний, за которыми не стояли конкретные дела,  все проблемы лежат только на плечах родителей), который породил высокий уровень недоверия, проявляющийся в нежелании пускать нас в свой дом, в свою семью, делиться своей болью и переживаниями.

Что мы делаем в подобных случаях? Оставляем у входа привезенную помощь, пишем письмо со словами поддержки, контактную информацию и позже возвращаемся по данному адресу снова и снова. Скажу из опыта - люди при всей своей внешней агрессивной манере как защитной форме все же хотят быть услышанными. В итоге открываются двери, нас впускают в свои сердца, потому что родители паллиативных детей понимают, что мы не люди - однодневки, мы останемся в жизни их ребенка до конца.

Для сведения, в 2021 году было организовано свыше 150 посещений тяжело больных детей на дому. Акция реализуется четвертый год. Уверена, к любому родителю ребенка-инвалида можно найти подход или, по крайней мере, приложить для этого максимальные усилия, чтобы жить в гармонии с самим собой и понимать - вы сделали все возможное!

Назад