Вопрос доступности дополнительного образования детей стал предметом обсуждения на координационном совете уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, входящих в состав ЦФО. В дискуссии также приняли участие советники Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.
По обозначенной теме на заседании выступила Инна Мухина, которая представила систему дополнительного образования в Брянской области, в том числе обозначила вопрос создания условий для получения дополнительного образования детьми-инвалидами.
Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном обществе. Оно социально востребовано как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Развитие дополнительного образования имеет особое значение. Необходимо отметить, в 2020 году внесены существенные поправки в Конституцию РФ, главный акцент в решении государственных задач сделан на приоритет защиты детей, создание условий для гармонично развитой личности ребенка: его духовного, интеллектуального и физического развития.
04.02.2021 Президент подписал Указ №68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Перечень включает 20 показателей для оценки эффективности деятельности губернаторов и органов исполнительной власти субъектов РФ. 2 из 20 критериев оценки усиливают взаимосвязь с Конституцией и поставленными задачами Президента. Применительно к теме дополнительного образования работа в субъекте будет оценена по следующим критериям:
- эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
- условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
В настоящее время на территории региона в сфере образования функционируют 66 организаций дополнительного образования детей. На их базе работают свыше 3300 детских объединений и научных обществ. Общее количество обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей в сфере «образования» составляет 51 185 детей.
В области функционирует 57 учреждений спортивной направленности с общим числом занимающихся – 24 354 чел. по 43 видам спорта.
В сфере культуры и искусства успешно осуществляют образовательную деятельность 49 детских школ искусств, в которых обучается 15 445 одаренных детей.
Обеспечение доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создание в универсальной безбарьерной среды, оснащение специальным оборудованием реализуется в регионе в том числе посредством участия в ГП РФ «Доступная среда».
Брянская область с 2012 года участвует в реализации ГПРФ «Доступная среда». Сначала инклюзивное образование детей и создание необходимых условий, инфраструктуры для образования детей-инвалидов касалось общеобразовательных организаций, с 2016 года средства бюджета стали дополнительно направляться на дошкольные организации, а с 2017 года – на организации дополнительного образования детей.
По итогам реализации данной программы в 2020 году плановое значение показателя «Доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста» достигнуто и составило 50 процентов. Доступность зданий дополнительного образования для детей-инвалидов составило 25%.
В регионе функционирует детский технопарк «Кванториум»- инновационная образовательная среда, формирующая у детей изобретательское, креативное, критическое и продуктовое мышление. Его посещают ребята, которые серьезно интересуются техникой, программированием, современными инженерными технологиями. Сегодня в учреждении занимаются 800 воспитанников.
В области открылся центр цифрового образования «IT-куб», который является инновационной площадкой дополнительного образования, направленной на развитие у детей знаний и навыков в области программирования.
Созданы 42 центра дополнительного образования «Точки роста» для детей из малых городов, сёл, рабочих посёлков. Эти центры призваны обеспечить качественное образование обучающихся по программам цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей. Занятия в них проводятся по новым методикам воспитания и обучения с использованием обновленного оборудования, они охватывают такие предметы, как «Информатика», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности». Во внеурочное время ребята занимаются шахматами, творчеством и проектной деятельностью.
В регионе создана автоматизированная информационная система «Навигатор дополнительного образования детей Брянской области»- областной Интернет-портал, позволяющий не только осуществлять родителям (законным представителям) электронную запись на программы дополнительного образования, выбирать кружки, секции или иные творческие объединения для своего ребенка, наблюдать за его успехами и достижениями, но и выявлять, тиражировать лучшие практики дополнительного образования, лучших педагогов системы, принимать решения по управлению сферой дополнительного образования.
Планы:
- открытие центра выявления и поддержки одаренных детей по типу «Сириус». Центр будет носить название «ОГМА» (Оригинальные, Гениальные, Молодые, Активные). Работа центра направлена на выявление, развитие и сопровождение одаренных детей, сведения о которых вносятся в федеральный информационный ресурс по одаренным детям;
- создание центров образования «Точка роста» еще в 77 школах;
- открытие «IT-куба» в г. Брянске, что позволит расширить возможности детей областного центра в освоении информационных технологий;
- завершение строительства Дворца единоборств;
- капитальный ремонт не менее 15 детских школ искусств до 2024 года.