Безопасность детства

12 Июня 2020

Контролерам запретят высаживать детей, у которых нет билета, из общественного транспорта

Госдума приняла в первом чтении правительственные поправки (готовил Минтранс) к Уставу автомобильного и городского наземного транспорта. Документ создан для устранения «правовых коллизий», сказано в пояснительной записке, сегодня до конца не определен список лиц, которые могут контролировать проезд в общественном транспорте. Законопроект наделяет субъекты федерации соответствующими полномочиями.

Впрочем, наиболее обсуждаемой стала норма, запрещающая контролерам «принудительно высаживать» безбилетного подростка (не достигшего возраста 16 лет), если тот следует без сопровождения «совершеннолетнего лица». Минтранс анонсировал эту норму еще в 2018 году, после нескольких скандальных случаев, когда кондукторы или водители автобусов высаживали зимой не оплативших проезд детей. Их разбором занялась прокуратура. ОНФ еще с 2016 года обращал внимание на подобные инциденты, рассказал во вторник член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев. «Мы каждый раз писали в СК, но законодательной базы нет,— рассказал он во вторник, выступая в парламенте.— Сейчас мы эту норму закрепляем, чтобы детей не оставляли на двадцатиградусном морозе».

Первый зампред комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов расценил предложение Минтранса как введение «бесплатного проезда для подростков», который будет оплачиваться из бюджета.

Если водитель или кондуктор высаживают ребенка на мороз, можно применять ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности», санкции по которой варьируют от штрафа в размере 80 тыс. руб. до лишения свободы на срок до одного года, считает депутат. «Норма влечет правовой нигилизм со стороны указанной категории граждан»,— сказано в заключении комитета по транспорту.

Там же говорится, что сложно определить возраст подростка. Нужен «регламент с четкими правилами», где запишут действия контролеров при выявлении детей-безбилетников, считает депутат-единоросс Наталья Кувшинова. Замминистра транспорта Дмитрий Зверев (представлял законопроект) пообещал представить такой документ в Госдуму ко второму чтению. Единоросс Андрей Альшевских предложил закрепить правило о бесплатном проезде в общественном транспорте детям до 16 лет. Регионы сами могут принимать такие решения, пояснил господин Зверев, в зависимости от экономической ситуации, некоторые субъекты уже возят бесплатно детей до 14 лет.

Член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков поддержал позицию думского комитета по транспорту. «Если принять закон в таком виде, то мы получим группы асоциальных подростков, которые ездят бесплатно, высадить их будет невозможно даже летом в черте города»,— пояснил он “Ъ”.

Уполномоченный по правам ребенка в России Анна Кузнецова законопроект, напротив, поддержала.

«Мы сталкивались с абсурдной ситуацией, когда ребенка высаживали из автобуса по той причине, что он хотел расплатиться деньгами, но из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции кондуктор не взяла денежную купюру,— рассказала она "Ъ.— К счастью, на улице было довольно тепло, и мальчик благополучно добрался домой». Новое правило нельзя приравнивать к бесплатному проезду, считает она. «Регионы должны будут самостоятельно отрегулировать этот вопрос, чтобы не допустить злоупотреблений и манипуляций»,— говорит госпожа Кузнецова.

Гендиректор подмосковного АО «Мострансавто» Владислав Мурашов назвал запрет высаживать из транспорта безбилетных подростков «важным нововведением». «У нас запрет на высадку детей из автобусов действует с 2017 года, мы приняли такое внутреннее решение, не дожидаясь государственного регулирования вопроса,— рассказал он “Ъ”.— Ущерб, понесенный перевозчиком, минимален по сравнению с возможной угрозой здоровью ребенка». В столичном «Мосгортрансе» “Ъ” заявили, что поддерживают принятые поправки, заметив, что часть норм уже закреплена московскими правилами пользования наземным городским транспортом 2008 года — «контролеры при исполнении своих обязанностей детей из транспорта не высаживают».

Назад